Сварка. Резка. Металлообработка
Сварка  
Резка  
Металлообработка  
Оборудование для сварки, резки, металлообработки
сварка и резка металла металлообработка
Понедельник, 21.08.2017, 11:11. Вы зашли как Гость
Форум | Главная | Регистрация | Вход | RSS

autoWelding.Блог

Металлы и сплавы [38]
Сварка [49]
Резка [11]
Конструкции [13]
Материалы и инструменты [26]
Промышленное производство [29]
Безопасность на производстве [16]
Интересные факты [56]
Выставки: Сварка. Резка. Металлообработка [45]

Сварка


Пайка. Напыление. Наплавка


Резка


Металлообработка


Справочник


К сведению


Наш опрос

Какая информация на портале Вам наиболее интересна?
Всего ответов: 3513

Наша кнопка

Сварка. Резка. Металлообработка
Получить код кнопки

добавить на Яндекс

Главная » История техники глазами карикатуристов

История техники глазами карикатуристов


Рекомендуем приобрести:

Установки для автоматической сварки продольных швов обечаек - в наличии на складе!
Высокая производительность, удобство, простота в управлении и надежность в эксплуатации.

Сварочные экраны и защитные шторки - в наличии на складе!
Защита от излучения при сварке и резке. Большой выбор.
Доставка по всей России!


О могучем техническом прогрессе XVIII и XIX веков написано множество исследований, в которых с той или иной степенью точности отражается сложный, противоречивый и многосторонний процесс технического развития. Но есть у истории один нелицеприятный и очень правдивый свидетель — карикатура.

Техника и карикатура? Сопоставление необычное. Но тем не менее именно карикатура очень много может рассказать об истории техники. Художники-карикатуристы, живо откликаясь на все злободневные вопросы, не могли не заметить, как меняется весь уклад жизни с развитием техники. Остроумные рисунки улыбались со страниц журналов и газет, но иногда эти улыбки были грустными, иногда злыми, иногда трагическими; и по этим улыбкам можно судить, как встречались те или иные изобретения в различных слоях общества.

К середине XIX века в странах Европы раскинулась широкая сеть железных дорог. Появление многочисленных поездов означало не только удобство сообщения, но и способствовало бурному развитию торговли, усилению могущества денежного мешка. Стараясь подчеркнуть это, художник изображает поезд в виде паука, который широко раскинул паутину рельсов и притаился в ожидании жертвы;


сейчас он схватит ее и поглотит, зловеще сверкают его глаза-фары. В этом рисунке ясно ощущается протест сторонников патриархальной старины, которым казалось, что железнодорожные насыпи уродуют луга и поля, зря портят плодородную землю, отравляют воздух дымом и копотью, несут в села из городов физические и моральные болезни.

Каждое новое изобретение означало передачу машине все большего числа операций, которые ранее проделывались человеческими руками. Возникал вопрос: а что может случиться, если машина полностью заменит человека? И веселая фантазия художника Гренвиля представила такую сценку. На эстраде солисты парового концерта — господин Локомотив и девица Фабричная Труба — исполняют лирический дуэт. Судя по всему, исполнители искренне увлечены; у трубача вдохновенный вид, а певица по всем правилам хорошего тона закатила глаза, и их нисколько не смущают клубы пара, заполняющие всю сцену.


Первые паровые машины, будь то пресс, молот, паровоз, не были и не могли быть совершенными. Так, на протяжении всего XIX века были очень часты - случаи крушений поездов. Несомненным откликом на это обстоятельство был иронический рисунок, которым художник «запатентовал» эффективное приспособление, защищающее поезда от крушений. Оказалось, что достаточно снабдить состав своеобразными мостками с рельсами впереди и сзади состава, чтобы встречный паровоз легко въезжал на них и благополучно продолжал дальнейший путь по крышам состава.

Очень остроумно высмеивал конструкторов-неудачников английский художник В. Хийс Робинсон. Он создал целую серию веселых рисунков, где изобразил самые невероятные машины, построенные строго по законам физики, действующие безотказно и даже «сверхэффективно».

На одном из таких рисунков изображен пресс лимонадной фабрики, который вот-вот будет запущен в работу. В этот ответственный момент у пресса собрался весь обслуживающий персонал, всего одиннадцать человек. Под чудовищным грузом старательно укладывается лимон так, чтобы сок его был выжат в огромную бадью. Еще минута — и стоящий слева рабочий, держащий в руке ножницы, перережет веревку — груз упадет. Лимон будет выжат несомненно, но вряд ли действие пресса только этим и ограничится, не говоря уже о том, что случится, если рабочий поспешит разрезать веревку!

Не менее забавны и другие рисунки Робинсона: «Изготовление соуса из анчоусов», «Машина для лущения гороха» и, наконец, «Испытание искусственных зубов».



Конец XIX века был ознаменован появлением нового вида транспорта — автомобиля. Автомобиль быстро завоевал признание, несмотря на то, что первые машины были настолько несовершенными, что езда на них отнюдь не была удовольствием, а внешний вид тоже оставлял желать много лучшего. Первые образцы не так-то легко было сдвинуть с места, они плохо слушались руля; непрочные шины то и дело страдали от проколов, рессоры ломались, система питания засорялась. Все эти «прелести» автомобильной езды удачно высмеяны в рисунке «Автомобиль-лягушка». Пусть такого автомобиля никогда не было, зато этот фантастический прыгун ярче любых описаний позволяет представить муки первых автомобилистов и их своего рода мужество, которое не позволило им бросить любимый спорт.

Несмотря на отрицательные и смешные моменты, развитие техники в целом означало несомненный прогресс человечества, торжество разума и точных знаний, и этот факт не мог не быть отмеченным художниками-карикатуристами, правда, по-своему — шутливо.



Успехи воздухоплавания послужили поводом для появления меткой многоплановой, хотя и несколько зловещей карикатуры Гейне, одного из виднейших участников объединения немецких художников-плакатистов начала века «Симплициссимус». Властителю морей старику Нептуну, столько веков державшему в страхе людей, пришлось повеситься от злости, ибо пришел конец его власти. Художник воспевает независимого, всесильного человека, его власть над стихией, победу над темными суевериями.

Предельно ярко выразил свои чувства художник — автор шаржа на Сименса, одного из пионеров электрического освещения, ученого и инженера.


Придет время, рассказывает нам рисунок «Дирижабль-тягач», когда даже такая сложная машина, как дирижабль (надо помнить, что воздухоплавание было вершиной технического прогресса в конце XIX века), станет обычной и вполне послушной человеку.


Прошло более полутора веков. Техника шагнула так далеко в своем развитии, что полностью изменила весь жизненный уклад общества. Машина прочно вошла в наш быт, стала его органической, неотъемлемой частью, и мы с улыбкой смотрим на остроумные рисунки карикатуристов прошлого, которые запечатлели историю развития техники.

Э. Цыганкова. Наука и жизнь, 07, 1967.


Категория: Интересные факты | Просмотров: 1967 | Теги: история техники, Карикатуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поделиться

Роботизация сварочных процессов



Роликоопоры из наличия



Поиск по порталу

Авторизация



Сварка. Самое читаемое


Резка. Самое читаемое


Обработка металлов. Самое читаемое


Случайное фото


On-line Калькулятор


RSS-ленты

Статьи autoWelding.Блог Схемы, чертежи, фото Предприятия
Профессиональный портал «Сварка. Резка. Металлообработка» © 2010-2017
При перепечатке материалов портала autoWelding.ru ссылка обязательна!