Краткие рекомендации по технике безопасности при термитной сварке рельсовых стыков
Термит необходимо хранить на деревянных стеллажах в отапливаемых складских помещениях, имеющих вытяжную вентиляцию.
- Все электрические устройства склада (осветительные приборы, моторы и пр.) должны быть взрывобезопасными, а электрические коммуникации — иметь надежную изоляцию. Склады термита должны быть удалены от жилых зданий и производственных помещений на расстояние не менее 30 м.
- Термитные спички следует хранить в металлическом шкафу, установленном в помещении, которое изолировано от термитного склада.
- Огнеупоры для термитной сварки нужно хранить в сухих отапливаемых помещениях.
- Термит и огнеупоры следует перевозить в крытых автомашинах с сухим чистым кузовом.
- При транспортировке термита и огнеупоров и кратковременном хранении их на месте производства работ следует принимать необходимые меры, исключающие возможность их увлажнения.
- На место проведения термитной сварки нужно доставлять такое количество материалов, которое может быть использовано в течение смены. Неиспользованные материалы в тот же день должны быть возвращены на склад.
- Не следует производить термитную сварку в дождь или снег, а также при температуре ниже — 10°.
При промазывании форм в зимний период нужно пользоваться подогретым промазочным составом. - Категорически запрещается пользоваться подмоченным или увлажненным термитом.
- Зимой место вокруг стыка очищается от снега в радиусе не менее 0,5 м.
- Подклинку рельсов нужно вести плотно насаженными на рукоятку кувалдами. Не следует допускать неравномерный износ ударных поверхностей инструментов, а также заусенцы на них.
- Вблизи мест сварки рельсовых стыков не допускается Производство каких-либо путевых работ.
- У места проведения термитной сварки должны быть установлены предупредительные знаки и ограждения, а в ночное время и фонари. Кроме того, на рельсы в 40—50 м от места работ устанавливают тормозные башмаки.
- Если электроосвещение производится от трамвайной контактной сети с напряжением 550—600 в, установку и снятие заземления и «удочки» (щит с группой осветительных ламп) необходимо производить только в резиновых перчатках и галошах. Заземляющий провод к рельсу следует надежно закрепить, а затем навесить «удочку». Заземляющий провод осветительного устройства должен иметь высоковольтную изоляцию.
- Зажигание термитной шихты от электродуги контактного провода запрещается.
- Лица, производящие термитную сварку, а также связанные с транспортировкой и хранением термитных сварочных материалов, ежегодно проходят проверку знаний правил техники безопасности.
- При проведении сварочных работ сварщики должны быть одеты в специальную одежду.
- Перед термитной сваркой нужно обследовать находящееся в непосредственной близости от места производства сварочных работ все здания и сооружения, с точки зрения их пожарной безопасности, принять необходимые противопожарные меры, а также получить разрешение на проведение сварки от органов местной противопожарной охраны.
- Поджигание термитной шихты и выпуск из тигля жидких продуктов термитной реакции производится бригадиром. При поджигании термита и выпуске металла и шлака нужно пользоваться защитными очками.
- Зажигать небольшие порции термита следует термитной спичкой. Горящую спичку нужно погружать в шихту и прикрывать тигель колпаком.
Если термит не воспламеняется, следует снять крышку с тигля и поджечь вторично термитную массу. При сжигании больших масс термита необходимо применять электрозапал и автозапорное устройство тигля. - Выбивать запорное устройство тигля следует специальной «вышибалкой», которой производят прочистку отверстия штепселя.
- В ходе термитной реакции рабочие должны отойти от свариваемого стыка на расстояние не менее 2,5—3 м.
- Перед началом нагрева стыков рельсов необходимо проверить исправность бензоподогревателя. На корпусе бензоподогревателя должны быть порядковый номер и дата срока действия контрольного гидравлического испытания резервуара, которое производится ежегодно на давление, превышающее в 1,25 раза рабочее. Бензоподогреватель должен иметь манометр.
Необходимо убедиться в исправности всех соединений (штуцеров, муфт, шланга и горелки). - Заправку бензином резервуара нужно производить перед началом работы. Если во время работы возникает необходимость в дополнительной заправке горючим, то это следует делать на расстоянии не менее 10 м от места сварки или другого источника огня.
- При нарушении нормальной работы горелки необходимо выключить подачу горючей смеси, а после охлаждения горелки произвести необходимую чистку и ремонт.
- Переставлять работающий бензоподогреватель со стыка на стык следует при выключенной подаче горючей смеси.
- Если при предварительном подогреве стыка в пламя подается кислород под давлением, то необходимо руководствоваться постановлением НКТ СССР от 9 мая 1933 г. № 53 «Правила безопасности при производстве автогенных работ с применением электродуговой и ацетилено-кислородной сварки».
Кроме того, необходимо:
а) на кислородной линии устанавливать предохранительный клапан против обратного удара конструкции ВНИИАвтоген;
б) запуск горелки производить в последовательности: подача горючего, зажигание, подача кислорода;
в) выключение горелки: отключение кислорода, перекрытие подачи горючего.
Необходимо регулярно проводить обезжиривание соединительных гаек, ниппелей и других частей кислородной аппаратуры дихлорэтаном С4Н4Сl2 по ГОСТ 1942—42 или четыреххлористым углеродом ССl4 по ГОСТ 5827—51.
Эти смывки следует хранить в закупоренных стеклянных сосудах в темном сухом месте. - По окончании работы с бензоподогревателем в резервуаре необходимо снять давление.
- В случае прорыва из тигля или форм жидкого металла или шлака растекающуюся массу необходимо засыпать сухим песком.
- Если после сгорания термитной шихты не сработало запорное устройство и в тигле образовался «козел», в течение 20—25 мин. тигель не трогать до полного застывания жидких продуктов термитной реакции. Затем тигель устанавливают над поддоном с сухим песком штепселем кверху и легкими ударами молотка по металлическому стержню в отверстии штепселя выбивают слиток застывшего металла и шлака.
- Если в процессе эксплуатации в футеровке тигля образуются отдельные местные вымоины глубиной не более половины первоначальной толщины футеровки, их можно заделать магнезитовой смесью, а затем прокалить эти места и ошлаковывать тигель.
- Срубая со стыка прибыльную часть, литниковую и выпорную системы, необходимо пользоваться защитными очками.
При обрубке рельсового стыка между направлением хода кувалды и кузнечным зубилом должен быть примерно прямой угол. Это гарантирует безопасность работающего в случае соскакивания кувалды с рукоятки. - Запиловка рельсовых стыков может быть поручена рабочему, сдавшему экзамены по технике безопасности на выполнение этих работ.
- Запиловщик стыков во время работы должен быть в брезентовом костюме, резиновой обуви, и резиновых перчатках, а также в защитных очках.
- Абразивные круги для запиловки рельсовых стыков должны предварительно испытываться на специальном стенде.
- Запрещается работать абразивным камнем, установленным эксцентрично или имеющим неравномерный износ.
- Установленный абразивный камень должен быть заключен в прочный глухой металлический кожух из стали толщиной 2—3 мм.
- Перед запиловкой стыков следует надежно заземлить корпус шлифовальной машины.
- Запиловка стыков во время дождя и в сырую погоду не разрешается.
- При проведении запиловки стыков необходимо устанавливать ограждения и предупредительные сигналы.
Источник: Малкин Б.В. Термитная сварка. -M. 1963
|