Промышленное применение точечной и шовной сварки
Рассматриваемые способы соединения конструкционных материалов считаются одними из наиболее перспективных (в первую очередь, в массовом производстве из-за высокой производительности и качества соединений). По прогнозам доля контактной сварки достигнет к 2000 г. 40 %. В ФРГ ~80 % всех соединений выполняется точечной и шовной сваркой. Среди механизированных способов контактная сварка уверенно занимает первое место (>50 % по приведенной трудоемкости). Наиболее широко эти способы сварки используются в автомобилестроении (>90% всех соединений): при точечной сварке кузова и кабины легкового автомобиля выполняется до 104 точек, грузового — до 2*104 точек. Таким образом, за один день в мире сваривается лишь в автомобилестроении >2 млрд. точек. Столь же распространена точечная сварка в вагоностроении при соединении обшивки с рамкой (~3*104 точек на вагон), при производстве тракторов и комбайнов, бытовых приборов — холодильников, стиральных машин, спортинвентаря, например сварка лезвий с кронштейнами хоккейных коньков в Канаде на автоматических линиях, при изготовлении строительных панелей, каркасов и т. п. Особое место занимает точечная сварка при производстве конструкций ответственного назначения. Так, на некоторых современных пассажирских авиалайнерах количество точек сварки достигает 1,5 млн Столь же широко применяется точечная сварка в приборостроении (чувствительные элементы, реле, корпуса приборов) и особенно в радиоэлектронике (выводы интегральных схем, проводники, электронно-оптические системы кинескопов и т. д.). Рельефную сварку применяют при изготовлении арматуры железобетона, сеток, решеток, соединений крепежных деталей (гаек, болтов, шпилек) и штуцеров, шипов с листами, тормозных колодок автомобиля, сепараторов шарикоподшипников и т. д. Шовной сваркой получают прочно-плотные соединения, работающие как при высоких давлениях, так и в условиях глубокого вакуума (например, топливные баки автомобилей и сельскохозяйственной техники, баки стиральных машин, корпуса холодильников и других емкостей: огнетушителей, бидонов, мембранных коробок и сильфонов в приборостроении). При этом скорость сварки герметичных швов достигает 10—15 м/мин. В заключение можно отметить, что в то же время точечная, шовная и, особенно, рельефная сварка в СССР используется недостаточно широко в сравнении с развитыми капиталистическими странами, что объясняется острым дефицитом сварочных машин, автоматических линий, промышленных роботов и относительно низкой их надежностью, сложностью наладки и обслуживания, крайне малой обеспеченностью контрольно-измерительной и диагностирующей аппаратурой, электродами и электродными материалами. Волченко В.Н. Сварка и свариваемые материалы т.2. -M.1996 См. также: Контактная сварка, точечная сварка, шовная сварка
|