Дефекты сварных соединений
Дефектами сварных соединений называют отклонения от установленных норм и требований, приводящие к снижению прочности, эксплуатационной надежности и точности, а также к ухудшению внешнего вида изделия. В зависимости от характера залегания дефекты в сварных соединениях разделяют на внешние, внутренние, сквозные и др. Трещины являются наиболее опасными дефектами, резко снижающими статическую и циклическую прочность изделий, Трешины, образовавшиеся в процессе сварки, называют горячими, а после охлаждения металла — холодными.
Рис. 20.1. Типы сварочных дефектов — несплошностей При изготовлении сварных конструкций шов связывает отдельные детали. От качества выполнения сварных швов зависит прочность и выносливость конструкции в эксплуатации.Дефекты в сварных швах снижают прочность сварной конструкции и могут привести в процессе эксплуатации к авариям. Дефекты в сварных швах обычно являются следствием: плохой подготовки и сборки под сварку; несоответствия качества электродов и основного металла требованиям технических условий; невыполнения установленных технологических процессов; низкой квалификации сварщика. Дефекты в сварных конструкциях разделяются на наружные пороки, которые могут быть обнаружены при внешнем осмотре невооруженным глазом или при помощи лупы 4—5-кратного увеличения, и внутренние пороки, которые могут быть обнаружены только при специальных методах контроля. Основным видом дефектов сварных соединений является несоответствие шва требуемым геометрическим размерам, заданным чертежом. Данный вид дефекта чаще всего встречается при выполнении угловых швов; в стыковых соединениях размеры шва определяются толщиной свариваемых листов и потому такой дефект наблюдается реже. Кратером называют углубление, образующееся после обрыва дуги в
конце шва. При усталостном нагружении кратер может быть источником
образования и развития трещин. Прожогом называют полость в шве, образовавшуюся в результате вытекания сварочной ванны. Наплывы или натеки чаще всего встречаются в угловых швах. Это — результат отложения наплавленного металла на непрогретый основной металл и отсутствие сплавления с ним. Наплывы могут образоваться в результате неправильно установленного режима сварки. Натеки могут быть по всей длине шва и местные. Натеки не требуют исправления в том случае, когда выдержан калибр шва. Подрезом называют местное уменьшение толщины основного металла у
границы шва. Этот дефект приводит к уменьшению сечения изделия в
околошовной зоне и резкой концентрации напряжений при одноосном или
сложном нагруженном состоянии. Подрезы - узкие продольные углубления: вдоль края шва, которые чаще всего встречаются при угловых, швах в тавровых соединениях и располагаются на вертикальной плоскости. Подрезы являются результатом неправильного ведения процесса сварки. Они ослабляют сечение основного металла. При положении шва «в лодочку» подрезы не наблюдаются. Подрезы могут быть на отдельных участках и по всей длине. Пребольшой глубине подрезы подлежат исправлению путем наложения узкого валика. Непроваром называют местное или общее отсутствие сплавления между наплавленным и основным металлом. Непровар - несплавление либо между основным и наплавленным металлом, либо между отдельными валиками. Непровары могут быть наружными и внутренними. Они ослабляют прочность сварного соединения. Непровары получаются по самым разнообразным причинам: неправильная разделка кромок, некачественная сборка, несоблюдение режимов сварки, неудовлетворительная зачистка свариваемых кромок и др. Сплошные непровары подлежат исправлению, отдельные мелкие непровары могут быть допущены без переварки. Пористостью металла называют газовые полости, образовавшиеся в расплаве вследствие перенасыщения газами. Пористость шва может быть наружной и внутренней. Отдельные мелкие наружные поры исправлять не следует. Трещины в основном и наплавленном металле подлежат обязательному исправлению. Э.С. Каракозов, Р.И. Мустафаев "Справочник молодого электросварщика". -М. 1992 "Электрическая дуговая сварка меди", А.И. Мальмстрем. Машгиз, 1954 См. также:
|